Многие культовые фотографии не только оставляют незабываемое впечатление, но и формируют наше восприятие определенных эпох, пробуждая глубокую ностальгию. Мы решили исследовать, как создавались эти легендарные снимки и какое влияние они оказали на жизни фотографов и моделей. Подробнее о том, какие истории стоят за самыми известными снимками в истории — в нашем репортаже.
«Бульвар дю Тампль» (1838)
Вот одна из первых фотографий, сохранившихся до наших дней, сделанная Луи Дагером в 1837 или 1838 году. Этот снимок, вероятно, является первым изображением людей. Хотя это утверждение оспаривалось другими фотографами, но их работы, к сожалению, не сохранились.
В то время для получения четкого и контрастного снимка требовалась выдержка 4–5 минут, из-за чего движущиеся люди, лошади, кареты и повозки не оставляли следа на пластине, и обычно оживленный бульвар казался совершенно пустым.
Однако на снимке заметны два размытых силуэта — чистильщик обуви и его клиент, которые стояли относительно неподвижно во время съемки. Также исследователи до сих пор пытаются обнаружить на фотографии признаки других людей.
Фотографии в жанре «Спрятанная мать» (вторая половина XIX века)
В викторианскую эпоху большой популярностью пользовался необычный жанр фотографии под названием «Спрятанная мать». В то время для получения четкого снимка требовалась достаточно длительная экспозиция, а удержать маленького ребенка в неподвижном положении было непростой задачей. Поэтому малыша обычно кто-то придерживал: мама, папа или няня.
Чтобы взрослого не было видно в кадре, его прятали за покрывалами, занавесками, маскировали под мебель или ретушировали. Иногда результат получался довольно жутким.
До сих пор неясно, почему родители избегали появляться на снимке вместе с ребенком. Возможно, они просто стремились, чтобы все внимание было сосредоточено на малыше.
С развитием технологий в 1920-х годах популярность этого жанра сошла на нет. Но около десяти лет назад эти фотографии вновь появились в интернете, и люди начали активно делиться ими, удивляясь странностям прошлых поколений. Коллекционер Линда Наглер даже посвятила этому феномену целую книгу.
«Милость» (1918)
Этот снимок был сделан в студии фотографа Эрика Энстрома. Большинство исследователей относят его к 1918 году, но дочь Энстрома, Рода, утверждала, что помнит процесс съемки, поэтому, возможно, фотография «Милость» была создана в 1920 году. На снимке изображен Чарльз Уайлден, который жил в трущобах и зарабатывал скромные средства торговлей.
В 1926 году Энстром выплатил Уайлдену 5 долларов за отказ от прав на фотографию, после чего тот исчез. Когда снимок стал необычайно популярен, Эрик пытался найти Чарльза, но безуспешно — Уайлден словно растворился. Все последующие попытки семьи Энстрома и исследователей найти хоть какие-то следы его жизни оказались тщетными, и судьба этого человека осталась загадкой.
«Обед на небоскребе» (1932)
До сих пор точно не известно, кто сделал этот снимок. Некоторые исследователи даже высказывали мнение, что фотография была либо снята в студии, либо тщательно отретуширована. Сомнения развеял ирландский режиссер Шон О’Куалайн, который случайно обнаружил в Гэллоуэе копию знаменитого снимка с запиской: «Мужчина, сидящий справа на этой фотографии, — мой отец».
Шону удалось найти контакт человека, оставившего записку, подтвердить личности двух мужчин на фото, а также подлинность самого снимка. Он также выяснил, что авторство может принадлежать одному из трех фотографов. Снимок был сделан 20 сентября 1932 года в рамках рекламной кампании строящегося небоскреба. По просьбе фотографа рабочие на стройплощадке играли в футбол, отдыхали и, наконец, устроились на балке, чтобы пообедать, находясь на высоте почти 260 метров.
В 2023 году на одной из смотровых площадок Рокфеллер-центра открылся аттракцион, позволяющий воссоздать знаменитый снимок. Посетители садятся на балку, пристегиваются ремнями безопасности, после чего конструкция поднимается на высоту 3,5 метра и вращается на 180 градусов (балка при этом остается над площадкой). Правда, обед на этом аттракционе не подают.
Первое фото восхода Земли, снятое человеком (1968)
Сегодня известно, что одни из самых известных фотографий Земли из космоса были сделаны астронавтом Уильямом Андерсом. Однако долгое время другой член экипажа, Фрэнк Борман, утверждал, что это его снимки. По его словам, камера действительно находилась у Андерса, но когда Борман увидел Землю, поднимающуюся из-за Луны, он предложил Уильяму сделать фото. Андерс отказался, объяснив, что это не входило в планы экипажа. Якобы Борман сумел убедить его передать камеру и сделал знаменитые кадры.
Хотя Уильям Андерс не настаивал на авторстве, исследователь и писатель Эндрю Чайкин получил доступ к оригинальным бортовым записям и выяснил, что именно Андерс, новичок в экспедиции, сделал все снимки Земли, поднимающейся из-за Луны. Сначала он снял черно-белые кадры, а затем быстро заменил пленку на цветную и сделал еще два снимка.
Несмотря на работу Чайкина и признание Бормана, что он перепутал этот момент с другим случаем, произошедшим раньше, и что все три фотографии были сделаны его коллегой, некоторые источники до сих пор утверждают, что первая черно-белая фотография принадлежит именно Борману.
Студийный портрет Бетти Грейбл (1943)
Когда Бетти Грейбл завершала съемки в фильме «Милая Рози О’Грэйди», студия решила, что ей нужно сделать фотографии в купальнике для рекламной кампании. По словам Бетти, фотосессия с самого начала не пошла по плану. Фрэнк Поволни хотел создать нечто уникальное, но все снимки получались слишком обыденными.
Тогда фотограф попросил Бетти повернуться к нему спиной — для разнообразия. Актриса послушалась, обернулась через плечо и весело спросила: «Что-то вроде этого?» Фрэнк, довольный результатом, сделал несколько кадров, и именно второй снимок стал знаменитым на весь мир.
В итоге было продано более миллиона экземпляров этой знаменитой фотографии, и Бетти Грейбл мгновенно стала суперзвездой. Используя этот успех, киностудии начала активно предлагать актрисе более разнообразные роли.
Однако актриса сомневалась в своем таланте и категорически отказывалась от ролей, не соответствующих ее образу. В конце концов, для Грейбл был подготовлен комедийный мюзикл «Девушка с обложки», который стал настоящим хитом.
Знаменитый портрет Альберта Эйнштейна (1951)
Одна из самых знаменитых фотографий в истории была сделана в день рождения великого физика. В честь 72-летия Эйнштейна в Принстонском университете состоялось торжественное событие, на котором присутствовало множество фотографов. К концу вечера ученый устал от постоянных вспышек фотокамер. Когда Эйнштейн уже садился в машину, к нему подбежала еще одна группа репортеров.
Фотографы настойчиво просили Эйнштейна улыбнуться, но, по легенде, уставший ученый был не в духе и сердито воскликнул: «Хватит!» Когда его просьбу проигнорировали, он показал язык и отвернулся. Артур Сассе, фотограф, которому невероятно повезло, оказался единственным, кто запечатлел эту гримасу великого ученого. Эйнштейну так понравился получившийся снимок, что он попросил фотоагентство сделать для него девять копий, которые затем использовал как поздравительные открытки.
«Dal? Atomicus» (1948)
Фотограф Филипп Халсман и художник Сальвадор Дали встретились в 1941 году на выставке работ Дали. С этого момента они начали сотрудничать и встречаться как минимум раз в год на протяжении десятилетий. Дочь Халсмана, Ирен, отмечала, что между ними была отличная дружба: Филипп не интересовался живописью, а Сальвадор не стремился брать в руки фотокамеру. Когда Дали приходила в голову какая-то эксцентричная идея, Халсман всегда искал способ реализовать ее, и наоборот.
Знаменитая фотография была сделана в 1948 году. Филипп Халсман задумал, чтобы все элементы в кадре казались парящими в воздухе. Для этого мольберт с картиной подвесили на лесках, лестницу приподняли на подставке, а стул удерживал ассистент. По сигналу: на «три» один помощник расплескивал воду, а на «четыре» Дали прыгал.
Халсману понадобилось сделать 26 снимков, и вся съемка длилась около шести часов. В конце концов был выбран идеальный кадр, после чего Филипп удалил с него все ненужные элементы. Готовая фотография была опубликована в журнале Life и стала всемирно известной. Она была признана одной из «100 самых влиятельных фотографий всех времен».
Мэрилин Монро на съемках фильма «Зуд седьмого года» (1954)
Мэрилин Монро и фотограф Сэм Шоу встретились в 1951 году на съемках фильма «Вива, Сапата!», в котором актрису в конечном итоге не утвердили на роль. Молодые люди быстро подружились, и когда Сэма пригласили фотографом на съемки картины «Зуд седьмого года», Мэрилин решила сделать несколько кадров специально для него. В какой-то момент она обернулась к Шоу и воскликнула: «Привет, Сэм!». Этот момент и стал легендарным снимком.
Знаменитая сцена обернулась для Мэрилин Монро разрушением брака. Когда ее муж, Джо Ди Маджо, увидел этот снимок, он пришел в ярость, хотя Монро всего лишь исполнила указания режиссера. Между супругами произошел публичный конфликт, после которого актриса, глубоко расстроенная, подала на развод.
«Безмятежность» (1998)
Этот снимок был сделан Чарльзом О’Риэром, бывшим фотографом журнала National Geographic, в 1998 году в долине Напа. Обычно холмы здесь покрыты виноградниками, но в начале 90-х их на время вырубили из-за заражения насекомыми. О’Риэр ехал к своей подруге, когда заметил захватывающий пейзаж из окна машины. После шторма трава приобрела ярко-зеленый цвет, облака разошлись, и выглянуло солнце, создавая неповторимую картину.
О’Риэр сделал четыре снимка и разместил их на фотостоке. Компания «Microsoft» приобрела все права на фотографию за значительную сумму и сделала этот кадр обоями по умолчанию для операционной системы «Windows XP». Фотограф всегда утверждал, что снимок не был обработан, и все цвета на нем натуральные. Спустя несколько лет, несколько фотографов попытались воссоздать этот кадр, но им не удалось: в этом месте снова высадили виноградники.
«Полнолуние над красными дюнами» (1998-1999)
Первоначально для обоев по умолчанию в «Windows XP» была выбрана другая работа Чарльза О’Риэра. Это была фотография пустынных дюн, сделанная в конце 90-х в национальном парке Калахари-Гемсбок в ЮАР. Однако Microsoft решила отказаться от этой идеи после того, как пользователи начали замечать, что очертания дюн напоминают им не совсем подходящие формы — а именно пятую точку.
На этом претензии к фотографии не завершились. Некоторые эксперты заметили, что Луна на снимке изображена вверх ногами, что может свидетельствовать о дополнительной обработке изображения. Однако Чарльз О’Риэр никогда не комментировал эти замечания.
Источник: https://www.topnews.ru/photo_id_1030200_6.html
Источник: billionnews.ru