Этой уникальной скрипке с необычным звучанием почти 300 лет. Она была любимым инструментом легендарного итальянского скрипача Никколо Паганини и принесла ему не только славу виртуоза, но и репутацию «слуги Дьявола», потому что в ее звучании слышалось что-то мистическое. Говорили, что за это звучание скрипач продал свою душу Дьволу. Инструмент не потерял своих качеств до сих пор. Недавно группа французских экспертов решила провести полный анализ скрипки с помощью рентгеновской микротомографии, чтобы исследовать ее основательно, и если повезет — раскрыть наконец-то тайну ее звучания.
Из-за необычного и мощного звучания этой скрипки Поганини называли «скрипачом Дьявола»
Скрипка Паганини, которую называли скрипкой Дьявола / Фото: thinkmytime.com
У этой скрипки, изготовленной в середине XVIII века известным итальянским мастером Джузеппе Гварнери, есть имя — «Il Cannone», что в переводе с итальянского означает «пушка», «оружие». Считается, что такое название она получила из-за своего мощного и проникновенного звучания, которое никого не оставляло равнодушным.
О великом мастере Джузеппе Гварнери, изготавливающем такие скрипки, в XVIII веке ходили легенды. Говорили, что он знает особый секрет, благодаря которому звуки, исходящие из-под смычка его инструментов, обладают магическим воздействием на слушателя. Но «Il Cannone» выделялась даже среди лучших скрипок, изготовленных этим гениальным мастером.
Эта скрипка была подарена известному скрипачу-виртуозу Никколо Паганини французским коммерсантом по имени Ливрон. Вначале он одолжил инструмент Паганини после его проигрыша в азартные игры, но услышав, как в его руках звучит скрипка, отказался ее забирать.
Паганини был известен тем, что запоминал ноты и мог обходиться без них, исполняя свои сольные концерты, а также он мог играть до двенадцати нот в секунду. Из-под его смычка лились неземные звуки, а его музыка была настолько уникальной, что ее называли сверхъестественной и демонической.
После того, как в его руках оказалась скрипка «Il Cannone», пошли слухи, что Паганини заключил сделку с самим Дьяволом — продал ему свою душу в обмен на звучание этой скрипки. В течение почти сорока лет он владел этой скрипкой и относился к ней с трепетом, а после своей смерти завещал инструмент родному городу Генуе.
Как проходили исследования уникальной скрипки
Скрипка Паганини на испытаниях / Фото: lapresse.ca
Многие поколения музыкантов пытались разгадать тайну этого уникального инструмента, обладавшего мощным звучанием, но до сих пор этого никому не удавалось.
В марте 2024 года по запросу организаторов конкурса Паганини инструмент был привезен в Гренобль, чтобы пройти безопасный анализ на европейском синхротроне (ESRF), ускорителе частиц четвертого поколения. Метод, с помощью которого проводилась экспертиза, называется рентгеновская микротомография, его заранее проверили на безопасность на нескольких других музыкальных инструментах.
При помощи этого метода впервые появилась возможность создать 3D-изображение скрипки и масштабировать ее до клеточного уровня древесины, в любом месте изучая ее составляющую структуру, тем самым заглянув в самые потаенные и скрытые от человеческих глаз места уникального инструмента.
По прибытии к месту исследований скрипка Паганини была помещена в стеклянную колбу с двойными стенками, поддерживающими стабильные условия температуры и влажности, поскольку любые нарушения режима хранения старинного инструмента являются недопустимыми, так как могут оказать негативное влияние на его сохранность. И хотя перед испытаниями скрипка была застрахована на 30 миллионов евро, для ученых сам процесс экспертизы был очень волнующим.
Куратор ценного инструмента Альберто Джордано попросил экспертов обращаться со скрипкой очень бережно — должна быть гарантия того, что будущим поколениям инструмент будет передан без изменений, и они тоже смогут насладиться его божественным звучанием. Разговаривая с учеными, Джордано шутил: «Я старею и все мы стареем, а она остается вечно молодой, и так должно продолжаться».
Испытания, прежде всего, были направлены на оценку состояния скрипки, позволили сделать карту возможных изменений, связанных с ее возрастом, но ученые также надеялись, что путем анализа структуры древесины и склеивающих частей скрипки испытания помогут определить, что именно делает звучание этой скрипки уникальным.
Что обнаружили французские эксперты, проведя полное сканирование скрипки Паганини
Скрипка Паганини во время испытаний
После проведенных испытаний руководитель проекта Луиджи Паолазини сказал, что работа над скрипкой была «фантастическим опытом». Как выяснилось, сохранявшаяся в течение почти трех веков, скрипка имеет идеальное состояние и звучание, ее не затронули даже возрастные изменения, и есть надежда, что проведение этих измерений поможет сохранить инструмент, на котором играют лишь изредка, для многих последующих поколений.
Также Паолазини заявил, что это конкретное исследование открывает новые возможности для последующих исследований, которые будут проводиться в целях сохранения древних музыкальных инструментов, представляющих культурную ценность.
Французские эксперты смогли оценить сегодняшнее состояние скрипки, однако детальный анализ результатов ее сканирования, который может пролить свет на тайну ее чарующего звучания, пока не закончен. Ожидается, что он потребует еще несколько месяцев работы, во время которой эксперты тщательно изучат каждый аспект скрипичной композиции.
Сегодня эта скрипка считается главным и бесценным экспонатом музея в Генуе, из которого ее выносят лишь в исключительных случаях, под самым строгим контролем. Среди немногих, кому разрешено играть на уникальном инструменте — лучшие скрипачи мира и победители международного конкурса скрипачей Паганини, проходящего каждые два года в Генуе.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/030524/59927/
Источник: billionnews.ru