«Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах»: как Виктор Васнецов писал свою «Аленушку»

Казалось бы, на картине девушка изображена на фоне типичного русского пейзажа. Но все его элементы усиливают гнетущее чувство и только ласточки над героиней берегут ее от неверного шага

Героиня картины Васнецова не была задумана как сказочный персонаж. «Не помню точно, когда впервые зародилась у меня „Аленушка“, как будто она давно жила в моей голове», — вспоминал художник. Летом 1880 года он, привлеченный творческой атмосферой, царившей в имении меценатов Мамонтовых в подмосковном Абрамцеве, приехал на отдых в соседнюю деревню Ахтырку и увидел в тех местах настоящую, живую «Аленушку», трогательный типаж русской девушки. То была обычная юная крестьянка, чем-то расстроенная. Воодушевленный Васнецов уговорил ее позировать для набросков к картине.

Источник: Wikimedia Commons

Картина «Аленушка»
173 х 121 см
Годы создания: 1880–1881
Находится в Государственной Третьяковской галерее

Художник работал над полотном до конца февраля 1881 года. На IX выставке Товарищества передвижников картина была представлена впервые и называлась «Аленушка (Дурочка)». Некоторые критики удивлялись: почему же дурочка? «Лицо ее не выражает психической болезни», — недоумевал журналист «Московских ведомостей» Сергей Флеров. «С характером идиотизма не совладал г. Васнецов», — язвил другой критик.

У самого автора героиня вызывала теплые чувства, так что данное художником название не могло быть ни диагнозом, ни насмешкой. Искусствовед Элеонора Пастон объясняет: в народе дурочками называли юродивых и нищих сироток, к которым относились не с презрением, а с жалостью и даже некоторым пиететом, так как считалось, что они ближе к Богу.

Поскольку Васнецов к тому моменту уже прославился картинами на сказочную тему, то и портрет деревенской девушки с подачи критиков вскоре начали ассоциировать с известным фольклорным сюжетом об Аленушке и ее братце Иванушке. Художник не стал возражать, ведь собирательный поэтичный образ русской души, который он хотел уловить, отражен и в народном творчестве. В 1900 году в художественном альбоме с его картинами «Аленушку» подписали цитатой из сборника сказок А.Н. Афанасьева.

1. Девушка. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею», — вспоминал Васнецов о простоволосой крестьянке, с которой писал «Аленушку». Некоторые черты лица героини художник, по его словам, «позаимствовал» у дочери Саввы Мамонтова, будущей «девочки с персиками». Когда Васнецов работал над «Аленушкой», Вере Мамонтовой было 5–6 лет.

2. Одежда. Изорванные крестьянский сарафан и рубашка Аленушки — свидетельство ее бедности.

3. Волосы. Растрепанные, неприбранные волосы — знак неблагополучия героини либо траура. На первых эскизах Аленушка светло-русая, но на картине она рыжая. По народным поверьям, такой цвет волос сулил несчастье или указывал на связь с нечистой силой, так что рыжеволосый человек мог стать изгоем в деревне.

4. Камень. На эскизах героиня сидела на траве, но Васнецов в итоге поместил девушку на большой камень, и неслучайно. Гнетущее состояние, тоску означают и известный фразеологизм «камень на сердце», и целый ряд фольклорных метафор; «Изныло мое сердечушко, закаменело все», — слова народной песни из сборника, составленного братом Васнецова.

5. Водоем. Пруд и ельник написаны Васнецовым с натуры в Ахтырке. На картине нет ни одной сказочной детали, при этом пейзаж отражает настроение девушки почти как в сказке, где вянут цветы, когда героиня заболевает.

Художника, чье детство прошло в деревне и чей брат был фольклористом, вдохновляли народные песни и присловья, в которых чувства людей перекликаются с явлениями природы. Водоемы со стоячей водой, по поверьям, были мрачным и зловещим местом, там водилась нечистая сила.

6. Осина. Дерево, на котором, по преданию, повесился Иуда, в народных представлениях и без христианской легенды имело мрачную «репутацию». Осина с дрожащими листьями и горькой корой, по словам фольклориста Татьяны Агапкиной, в народных песнях «характеризуется как „горькая“, „бессчастная“, „шатучая“ и метафорически сопоставляется с „человеком страдающим“.

7. Ельник. Ель в восточнославянском фольклоре — мрачное дерево, связанное с похоронами (гроб часто делали из ели, могилы обкладывали еловыми ветками). Есть присловье: «В березняке — веселиться, в ельнике — удавиться». Темная стена из деревьев за спиной Аленушки — подходящий фон для ее безрадостных раздумий.

8. Листья. Они уже начали желтеть и опадать с деревьев: наступает осень, печальная пора увядания природы.

9. Ласточки. В славянском фольклоре эти птицы покровительствуют женщинам и девушкам, а также символизируют приход весны и надежду. Сидя над головой Аленушки, ласточки словно оберегают ее от неверного шага.

Источник: billionnews.ru

Читайте также: