Детские игры, по мнению психологов, помогают каждому ребенку выражать свои чувства, моделировать окружающую действительность. Игровая ситуация приносит радость и удовольствие, позволяет двигаться и побеждать, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет
Игра для ребенка – это серьезное дело, поэтому и взрослым необходимо отнестись к ней соответственно.
Детские игры могут быть разными: ролевыми и предметными, спонтанными и направленными, то есть организованными. Бывают они и смешанными. Очень важно, что игры помогают детям в приобретении определенных навыков в разной деятельности, в усвоении социальных норм поведения, учат общаться, повышают жизненный тонус, улучшают эмоциональное и физическое состояние.
Терапевтический эффект
Психологи пришли к выводу, что игры обладают терапевтической функцией, поскольку в них жизненные обстоятельства проигрываются в условном или в ослабленном виде. К тому же игровые ситуации моделируют возможные жизненные ситуации, которые позволяют лучше приспособиться к реалиям жизни. В играх дети выражают свое «я», укрепляют уверенность в себе. Игры пробуждают активность и инициативу ребенка, его самостоятельность, развивают умение принимать решения и владеть ситуацией. В результате у детей развивается чувство ответственности. Неудачи в играх заставляют ребенка измениться, перестроиться, собраться.
Психологи считают, что когда ребенок включается в игру, он избавляется от застенчивости и страха. Особенно часто это происходит тогда, когда он подражает в игре своим любимым героям, к примеру, бесстрашным морякам и летчикам. Это помогает ребенку преодолеть боязнь и испуг.
Для устранения страхов психологи предлагают определенные игры. Их терапевтическая цель, в первую очередь, состоит в снятии избытка скованности и торможения, страхов, которые возникают в темноте и в замкнутом пространстве, а также при внезапном попадании в новую, неизвестную ситуацию. Игры помогают в профилактике излишней застенчивости и неуверенности в себе. Их применяют для коррекции поведения ребенка.
Как игры снижают страх
Например, суть игры «Пятнашки» в ее неожиданности и непредсказуемости, когда водящий, вдруг внезапно меняя направление бега, оказывается лицом к лицу с другими участниками. А они должны мгновенно сориентироваться и принять решение, куда побежать, чтобы их не запятнали. Создается эмоциональный накал игры и угрозами водящего: «Только попадись!», «Поймаю и съем!». Убегающий ребенок кричит в ответ: «Все равно убегу!». В этой игре звучат и угрозы, и возражения. Эмоционально такая игра вызывает много веселья и радости, аккумулирует положительную психическую энергию у всех участников. Так как угрозы в игре не воспринимаются буквально, то они снижают страх перед ними в реальной жизни.
В игру «Пятнашки» можно вносить творческое разнообразие, изменяя правила и условия. Простой она кажется только непосвященным. Однако с ее помощью удается:
Снять нервное напряжение.
Уменьшить или устранить страх неожиданного воздействия.
Улучшить реакцию, ловкость и способность принимать решения.
Усвоить правила поведения в группе.
Наладить контакт и совместную деятельность.
Полезны и другие игры, например, «Жмурки», «Прятки», «Кто первый», «Быстрые ответы», «Мяч в кругу». Все они помогают снять страхи, неуверенность, развивают смекалку, сообразительность, находчивость. Подвижные игры «Футбол» и «Регби» эффективны для устранения страхов внезапного воздействия, к тому же развивают ловкость и координацию движений у детей.