Вторую мировую войну часто называют «войной моторов». Даже в годы Первой мировой войны техника не имела такого значения, как в годы ее кровавого продолжения. И нужно ли говорить, что страшнейший военный конфликт в истории человечества дал мощнейший импульс к развитию самых разных вооружений. Бронетехника в этом отношении не только не стала исключением, но во многом оказалась в авангарде процесса внедрения инноваций. В широком народном восприятии тяга к созданию различных «вундерваффе» прочно закрепилась за тевтонским инженерным гением. Однако, порой не менее интересные образцы техники создавали и в других странах, например, в США.
Союзники пересекают линию Зигфрида. |Фото: fishki.net.
Готовясь ко Второй мировой войне, Третий рейх закономерно боялся войны на несколько фронтов. В этом отношении на нацистское руководство серьезнейшим образом давил негативный опыт Первой мировой войны. Поэтому еще в 1936 году было решено создать хорошо укрепленную линию обороны по направлению Клеве – Базель протяженностью 630 км и средней глубиной до 100 метров. За четыре года немцы развернули на этом участке более 16 тысяч фортификаций и порядка 60 батарей ПВО. В свою очередь Союзники при подготовке операции «Оверлорд» не могли не принимать во внимание столь значительное «препятствие». Так называемая линия Зигфрида вполне справедливо пугала американской-британское командование. Поэтому еще летом 1943 года в США стали искать дополнительные возможности и средства для прорыва хорошо укрепленной линии обороны.
Экспериментальная самоходка. |Фото: ya.ru.
Этот «поиск» вылился в США в разработку сразу нескольких машин, которые могли бы эффективно бороться не только с немецкой бронетехникой, но и долговременными фортификациями. Одним из самых интересных проектов той поры стала «Черепаха». Перспективная машина позиционировалась конструкторами как «тяжелый безбашенный танк прорыва». Велась разработка «черепашки» под эгидой Управления артиллерийских вооружений США. Над созданием гигантской машины трудились преимущественно специалисты компании «Paccar», что в мирное время специализировалась на выпуске грузовиков. Результатом работы американских специалистов стала САУ с индексом T28.
Первоначально предполагалось, что к началу высадки в Нормандию армия успеет получить от 20 до 30 подобных машин. Однако, самоходка так и не была доведена до конца. Проект сначала затянулся до 1944, а потом и до 1946 года. Создать американцы успели всего 2 такие самоходки, при этом ни одна из них до фронта так и не добралась.
Тяжелее Т28 был только танк Маус. |Фото: mavink.com.
Что же из себя представлял этот необычный «безбашенный танк» производства «Paccar»? Машина имела габариты в 7.5х4.5х2.8 метра по корпусу. Вместе с пушкой длина «черепашки» переваливала за отметку в 11 метров. Клиренс самоходки составлял 495 мм. Весило сие чудо техники 86 тонн без экипажа и припасов. В полной комплектации масса машины переваливала за отметку в 95 тонн. Для советские тяжелый танк ИС-2 и самоходка ИСУ-152 весили по 46 тонн. Немецкий танк «Тигр» весил более 57 тонн. Американский перспективный М28 «Першинг» весил около 43 тонн. Тяжелее «черепашки» в момент времени был только немецкий сверхтяжелый танк «Маус», масса которого превышала 188 тонн. Огромная масса Т28 была с использованием 105-мм нарезной пушки Т5Е1 и, конечно же, бронированием. Толщина последнего в верхней части лба достигала 305 мм. Для сравнения максимальная толщина брони ИС-2 и «Тигра» достигала 120 и 100 мм. А уже упомянутый М28 «Першин» имел лобовое бронирование в 105 мм.
Машина исполинских размеров. |Фото: artfile.ru.
В движение заокеанский Голиаф от мира САУ должен был приводиться улучшенным 510-сильным бензиновым двигателем Ford GAF V8. Аналогичный мотор ставился и на уже неоднократно упомянутые тяжелые танки «Першинг». Однако, если 43-тонный М28 разгонялся на шоссе с таким агрегатом до 48 км/ч и мог проехать 120 км. То «черепашка» уверенно ползла на скоростях от 13 до 24 км/ч в зависимости от качества дорожного покрытия. Без дополнительных баков Т28 смог бы проехать не более 150-160 км. При этом скорость самоходки по пересеченной местности составляла «впечатляющие» 6 км/ч. Для сравнения, тот же «Маус» бегал по целине на скорости до 18 км/ч. А советская ИСУ-152 на их фоне и вовсе «летала» по грунту на скоростях до 20 км/ч. И как уже можно было догадаться, Т28 не только опоздала на войну, но и получилась в целом разработкой исключительно спорной.
Неоднократно упомянутый Першинг. ¦Фото: livejournal.com.
В результате уже с началом холодной войны проект 4-гусеничного «безбашенного танка» закрыли в пользу более перспективных разработок. Единственный же сохранившийся экземпляр экзотической САУ был превращен в музейный экспонат и сегодня выставлен в музее Паттона на территории военной базы Форт-Нокс, что в штате Кентукки.
Источник: https://novate.ru/blogs/260324/69212/
Источник: billionnews.ru