Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) полагает, что необходимо развивать существующую систему преференций в госзакупках путем ее дифференциации по степени глубины локализации. Предложение содержится в письмах организации, адресованных Правительству РФ, Минпромторгу, Минэкономразвития и ФАС России (копии есть в распоряжении «ФВ»).
Согласно официальной позиции AIPM, проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289» вводит внерыночные механизмы регулирования, ведущие к полной монополизации фармрынка узким кругом вертикально интегрированных компаний. Эта инициатива также ставит под угрозу реализуемые и планируемые инвестиционные проекты в РФ.
«Безосновательное исключение разработчиками проекта действующего запрета на предложение о поставке лекарственного препарата производителями, входящими в одну группу лиц, <…> приведет к ограничению конкуренции производителей лекарственных средств в рамках одного международного непатентованного наименования (МНН) посредством прямого ограничения предложения, то есть ассортимента предлагаемой к поставке продукции. Следствием этого будет монополизация закупок в рамках одного МНН, обеспеченное в том числе соглашением об участии в закупках между аффилированными лицами, поставляющими или производящими одинаковую продукцию», — говорится в письме.
В AIPM считают, что действующее правило о «третьем лишнем» отражает сформировавшийся в мировой фармацевтической индустрии уровень целесообразности локализации производства и защищает всех заинтересованных инвесторов.
«В зоне риска также окажутся существующие и планируемые локализационные проекты по созданию в Российской Федерации современных производственных площадок и трансфера технологий в сотрудничестве с российскими партнерами, поскольку глобализация кооперации в фармацевтической промышленности в принципе может не предполагать производства субстанции производителем лекарственной формы, что в том числе, может быть предусмотрено существующими лицензионными соглашениями. Тем самым при наличии российского производителя субстанции локализационные проекты с другими российскими компаниями могут быть прекращены», — отмечают представители международной фарминдустрии.
В Ассоциации обращают внимание, что из-за подписанного соглашения в рамках ЕАЭС, даже если другие страны с этим согласятся, более чем на два года эти преференции ввести не удастся. А за такой короткий срок организовать полноценное производство фармацевтической субстанции проблематично. Фармкомпании считают, что необходимо с запретительных мер переориентироваться на экономические стимулы: «С точки зрения наращивания объемов инвестиций в фармацевтическую отрасль, по нашему мнению, более целесообразно развивать уже существующую систему преференций <…> посредством последующей ее дифференциации по степени глубины локализации производства».
«Наша принципиальная позиция, которую мы довели до всех заинтересованных инстанций, заключается в том, что в данном вопросе необходимо руководствоваться комплексной оценкой в системе координат польза — риск, прежде всего для пациентов и здравоохранения страны, а не квазииндустриальными фантазиями узкого круга бенефициаров, изрядно избалованных чрезмерной заботой о них со стороны государства. Проблема требует более серьезного и глубокого осмысления, а также широкого обсуждения в профессиональной среде», — прокомментировал исполнительный директор AIPM Владимир Шипков.
Источник: pharmvestnik.ru