В 1925 году, когда британский археолог Леонард Вулли и его команда проводили раскопки в городе Ур, расположенном на территории современной иракской провинции Ди-Кар, они обнаружили среди руин вавилонского дворца любопытную коллекцию артефактов.
Особого внимания заслуживает тот факт, что эти предметы принадлежали к разным географическим регионам и историческим периодам, но при этом были аккуратно собраны вместе. Поразительным было наличие надписей, сопровождавших многие из этих артефактов и содержавших подробную информацию об этих предметах. Эти надписи были написаны на трёх языках, один из которых — шумерский. Вулли определил, что эти артефакты, по сути, являются ранними образцами музейных экспонатов, тщательно собранных, сохранённых и старательно задокументированных. На этом месте был основан первый в мире музей, а его хранительницей, как считается, была замечательная женщина — месопотамская принцесса Эннигальди-Нанна.
Археолог Леонард Вулли
Эннигальди унаследовала глубокое понимание истории и археологии от своего отца, царя Набонида, правившего Вавилоном с 556 по 539 год до нашей эры. Царь Набонид проявлял исключительную страсть к этим областям, вёл обширные раскопки и включал в свои труды ссылки на предыдущих правителей. Он является самым первым в истории человеком, попытавшимся хронологически датировать археологические артефакты.
Многие из предметов, представленных в коллекции, были обнаружены именно им. Можно предположить, что увлечение Эннигальди археологией и историей было подкреплено глубоким интересом её отца к этим предметам.
Музей Эннигальди
В 547 году до н. э. Эннигальди была назначена верховной жрицей Ура, известной как энту, — должность, которая оставалась незанятой со времён Навуходоносора I в XII веке до н. э.
Энту выполняла священный долг перед богом луны Сином (в шумерской древности его называли Нанна) и обладала высшей церковной властью в стране. Предположительно, энту выбирали с помощью божественного вмешательства, причем сам бог Син делал это с помощью предзнаменований.
Энту глазами современного художника
Считается, что побуждение к восстановлению этой почётной должности возникло у Набонида после того, как он истолковал частичное лунное затмение в 554 году до н. э. как благоприятное предзнаменование. Кроме того, находка стелы с изображением посвящения дочери Навуходоносора I в энту ещё больше вдохновила его на восстановление этой должности. По словам Набонида, выбор дочери в качестве энту был сделан только после тщательного и обширного гадания, которое подтвердило, что она действительно была избранной кандидатурой Сина.
Став энту, Эннигальди посвятила значительную часть своих религиозных обязанностей поклонению Сину, особенно в вечерние часы, в небольшой лазурной камере на вершине Зиккурата Ура. Её официальная резиденция, известная как гипару, находилась рядом. Среди наиболее важных религиозных обязанностей энту была роль человеческой жены бога Сина и проведение ритуалов, связанных с этим священным союзом, хотя точные детали этих обрядов остаются окутанными тайной.
Реконструкция Зиккурата Ура
Кроме того, в обязанности энту входило возносить молитвы о благополучии и долголетии царя, который символизировал воплощение процветания Вавилонии. Она также играла роль в обеспечении комфорта и украшении Нингаль, божественной супруги Сина. Кроме того, в руках энту находились бразды правления обширными владениями и богатствами, связанными с храмовым комплексом в Уре.
В дополнение к этим важнейшим обязанностям Эннигальди также руководила и, вполне возможно, преподавала в школе, предназначенной для молодых женщин, стремящихся стать жрицами, в основном из вавилонских семей высшего класса.
Кудурру позднего касситского периода, известный как «Камень Мишо»
В 530 году до н. э. Эннигальди основала музей, содержащий артефакты прошлых месопотамских цивилизаций.
Некоторые из выставленных предметов, возможно, были лично раскопаны Эннигальди и её отцом. Хотя большинство артефактов относится к XX веку до нашей эры, коллекция охватывает огромный временной промежуток, примерно 1500 лет с 2100 года до нашей эры по 600 год до нашей эры. Эннигальди взяла на себя инициативу по созданию комплексной исследовательской программы. Предполагается, что она сама взяла на себя ответственность за каталогизацию и маркировку этих коллекций.
Среди экспонатов были артефакты, некогда принадлежавшие Навуходоносору II, в том числе церемониальная булава, касситская пограничная стела (кудурру) и тщательно отреставрированная статуя Шульги, знаменитого шумерского царя из Ура, правившего с 2094 по 2046 год до нашей эры, на которой были сохранены надписи.
Глиняный цилиндр с описанием на трёх языках, который был использовал в музее Эннигальди для сопровождения древнего артефакта
В музее можно было увидеть множество глиняных табличек и конусов, на каждом из которых было написано описание предметов на трёх разных языках, включая шумерский. Кроме того, в музее были найдены таблички со списками экспонатов, что свидетельствует о самых ранних известных случаях создания музейных каталогов.
О дальнейшей жизни Эннигальди ничего не известно. Сам музей прекратил своё существование около 500 года до нашей эры. Ухудшение климатических условий, в том числе изменение русла реки Евфрат, засуха и отступление Персидского залива, привели к быстрому упадку Ура, сделали город непригодным для жизни, и он был заброшен.
Источник: billionnews.ru