В Российской империи в высшем свете не принято было вскармливать собственного ребенка. В 18-19 веках эта роль традиционно отводилась кормилице. Причем, престижное и востребованное место часто доставалось простым русским крестьянкам. Конкурс на место кормилицы царских отпрысков был, но требования выглядели простыми и понятными.
При этом интересно, куда девали собственных детей недавно родившие кормилицы и поддерживали ли по истечении лет связь с первыми лицами государства?
Кормилица дочери заводчика Савельева, Санкт-Петербург.
Почему матери не кормили своих детей
Понятие «кормилица» было распространено на Руси издавна. Когда собственная мать по разным причинам не могла кормить новорожденного, на помощь приходила недавно родившая женщина. В какой-то момент такая традиция стала в богатых семьях правилом хорошего тона. Кормилица переезжала в барский дом, чтобы иметь возможность неотлучно находиться возле малыша. Не будет ошибкой сказать, что в императорских семьях кормление собственного ребенка грудью запрещалось этикетом высшего общества.
Но была и иная причина – суровая жизненная необходимость. Высокий уровень детской смертности на фоне не лучшего уровня медицины отводил женщине от силы 10 лет детородного периода. За этот срок нужно было успеть забеременеть максимальное число раз, оставив в роду побольше наследников. А в период лактации, как известно, возможность забеременеть снижена.
Такая материнская позиция могла объясняться и зарождающейся эмансипацией, стремлением сохранить фигуру, что, с привычным количеством детей в ту эпоху казалось маловероятным. Конечно, все это касалось исключительно царских, великокняжеских и дворянских семей. «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» от 1908 года гласила: «У богатого купечества иметь кормилицу считается признаком хорошего тона, так же, как иметь рояль или хороших лошадей».
Но куда девался родной ребенок кормилицы, недавно приведенный на свет? Его судьба редко кого-то волновала. Как правило, он оставался в родной семье или передавался близким. Ведь в кормилицы брали женщин, которые уже около полугода откормили своего малыша. Когда мать находила выгодную работу в чужом доме, ребенок переводился на обычное питание.
Параметры отбора
Заветной мечтой кормилиц всея Руси, разумеется, был царский двор. Для наследников престола выбирали нянек из порядочных крестьянских семей, не забывая о ряде факторов. В кормилицы будущего главы страны могли принять только крепкую, здоровую женщина, не имевшую вредных привычек и располагавшую безупречной репутацией. Очень редко на это место попадала обладательница темных волос, рыжих не брали никогда, а идеальным вариантом считалась русая кормилица.
В ее обязанности входило круглосуточное нахождение при ребенке на протяжении, в среднем, трех лет. Но случалось и так, что нянька оставалась около воспитанника до самого его совершеннолетия. Многие вскормленники во взрослом возрасте сами настаивали на том, чтоб кормилица оставалась в доме для воспитания следующего поколения детей или просто личной прислугой с особым статусом.
Получить работу в первой семье страны считалось выгодным не только для самой претендентки, но и для всей ее семьи, получавшей откуп. Понятно ведь, что такая работа была далеко не бесплатной. Кормилицам полагалась высокая зарплата, а затем и пенсия. Некоторых нянек при необходимости снабжали приданым и выгодно выдавали замуж.
Самые известные кормилицы
В финале благородной миссии крестьянка возвращалась в деревню. Часто в подарок кормилице доставалась новая изба, единовременное пособие в честь окончания службы, а также накопившееся за годы жизни при дворе «приданое» (кровать, постельное, часы, полотенца, отрезы тканей). Естественно, за долгий период «службы» крестьянки привязывались к чужим детям. Чаще всего продолжали общаться даже когда их воспитанники получали первый статус в империи. В истории широко известны трогательные отношения Александра III и Екатерины Лужниковой.
«Мамка» приезжала в гости к царю по большим праздникам. Как вспоминали придворные современники, на Рождество государь неизменно подкладывал под ёлку подарок для неё и сам же его оттуда доставал. Екатерина была женщиной преклонного возраста и имела проблемы со здоровьем. В один из таких дней Александр III решил пробираться под дерево с сигарой во рту и настолько увлекся процессом, что чуть не подпалил все вокруг. Его общение с кормилицей всегда напоминало взаимоотношения матери и сына, и Лужниковой позволялось даже отругать императора за неподобающее поведение.
Кормилица Николая Второго.
Осталось в истории и имя другой знаменитой кормилицы — обычной мытищинской крестьянки Авдотьи Карцевой. Серьезная, статная и домовитая женщина была удостоена вскармливать будущего императора Александра II. Государь до последнего дня посещал свою кормилицу и щедро ее одаривал. Прямо перед самой своей смертью Авдотья принесла царю шапочку и башмачки, которые были на нем в день крещения. На кладбище у села Мытищи около церкви установлен памятник, указывающий на тамошнюю могилу Карцевой. Трагически закончилась жизнь кормилицы последнего русского императора Николая II. После грянувшей революции крестьянку Марию Смолину вместе с ее супругом и дочерью замучили большевики. Позже в ее доме расположился Тосненский Историко-краеведческий музей.
Русские няни-кормилицы из народа удостоены куда меньшим вниманием, чем заслуживают – так считают ряд историков. Ведь именно с этими женщинами, а не с родителями, царские наследники проводили первый этап жизни. Именно эти простые крестьянки закладывали в высокопоставленных отпрысках основные поведенческие черты, знакомили с родным фольклором, автоматически погружали в обычаи русского народа, яркими представительницами которого являлись. Один из современников Николая II сказал о крестьянках-кормилицах, как о «драгоценном резервуаре русской крови, которая в виде молока вливалась в жилы Романовского Дома».
Источник: billionnews.ru